Итак, сверхсрочная задача (см. дату записи) сформировать бухгалтерскую отчетность по организации, применяющей УСН за 2013 год. По идее, весь 2013 год бухучёт должен был вестись от корки до корки, но как быть с 2012 и с 2011 годами? Необходимо срочно отринуть все сомнения и окунуться в стихию данных и промежутков между ними.
Актив:
— Внеоборотные активы, а это преимущественно основные средства, должны были учитываться по правилам ведения бухгалтерского учета даже при применении УСН (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Если этого не было, надо данные восстановить, используя документы на приобретение оборудования. С нематериальными активами тоже самое. Особо можно выделить случаи, когда никто не признаётся в наличии внеоборотных активов, имеются подозрения, что эти активы присутствуют. В данном случае помогут справки, взятые у органов государственной власти о регистрации права собственности (недвижимость) или о постановке на учет (транспорт).
— Товары, материалы, прочие ТМЦ. Есть смысл оставить только те, которые действительно необходимо учитывать. Если ведётся складской учет, то данные бухгалтерии надо синхронизировать со складскими данными. Если же его нет, то остатки ТМЦ на начало 2013 года можно «похоронить», оставив оплаченные в 2012 и отгруженные в 2013 году товары (продукцию). Про учёт материалов, производственный учёт в отсутствие нормального бухгалтерского учёта я, пожалуй, промолчу.
— Дебиторская задолженность. Такой показатель грех не знать. Но бывает, что не уследили и забыли. В таком случае, пришедшая оплата всё-равно попадёт в доход. С другой стороны, если нет подтверждения в виде документов, остается надеяться на честность контрагента.
— Финансовые вложения. Дебиторка по займам выданным, ценные бумаги, доли в дочерних обществах. Про займы выданные см. предыдущий пункт. По участию в других организациях, можно поднять сведения из ЕГРЮЛ. Ценные бумаги (акции, вексели…) искать сложнее. Надо подключать фантазию и смотреть когда и что оплачивалось, если эту информацию можно поднять. Если нет — тем хуже. Реализовать то, что нельзя найти, очень сложно.
— Деньги. Самое простое — остаток по кассе и банку должен присутствовать в учёте в любом случае.
Пассив:
— Капитал и резервы. Размер уставного капитала мы должны знать из учредительных документов, или сведений ЕГРЮЛ. Показатель нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) оставим на сладкое.
Заёмные средства. Долгосрочные займы, другие долгосрочные обязательства, краткосрочные займы о себе напоминают постоянно. Нет подтверждения, не торопимся отражать в отчетности. Ждём акта сверки. Краткосрочная кредиторская задолженность должна отслеживаться в режиме реального времени. Если на сегодняшний день не восстановить сведений 2012 и 2011 годов, придётся считать обратным счётом или просить акт сверки и проверять его.
Итак, мы его (баланс) слепили из того, что было. Ах да, сладкое. Разница между нашими активами и обязательствами есть наш собственный капитал. Вычтя из него размер уставного капитала, получим размер капитала заработанного, то есть прибыли или убытка.
Вкратце всё. Остальные статьи баланса будут дозаполняться по мере поступления сведений.
p. s. Лучше не отражать сведений, не подтвержденных документально — это верный признак грубого нарушения правил учета доходов и расходов
p. p. s. Всё приведенное выше (кроме ссылки на закон) моё личное мнение.